Электронная подпись в 2022 году
Важные изменения. Что делать и куда идти, чтобы не ошибиться
1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.
Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной подписи.
Чтобы не путаться, кому и куда идти за новой подписью, мы подготовили сводную таблицу и ответы на часто задаваемые вопросы.
Где получать электронную подпись компаниям и ИП?
С 1 января 2022 года за новой электронной подписью вы можете обратиться только в следующие организации:
— ФНС и её доверенные лица – для ИП и руководителей юрлиц.
— Банк России – для руководителей кредитных организаций.
— Федеральное казначейство – для руководителей бюджетных организаций.
— Коммерческий удостоверяющий центр (УЦ) – для ваших сотрудников и для граждан (физических лиц).
ИП и руководители юрлиц также могут обратиться в компанию Такском и воспользоваться услугой онлайн-подачи заявки на электронную подпись с проверкой данных в ФНС.
Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?
В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности* в сочетании с электронной подписью физического лица. Однако для сдачи отчётности в налоговую уже внедрены доверенности по формату ФНС.
Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?
Пока никак. Форматы доверенности и классификатор полномочий находятся в разработке и ожидаются к 1 марта 2022 года. После публикации форматов и до 1 января 2023 года вам нужно будет успеть переключить сотрудников на новый формат работы с электронной подписью.
Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?
С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.
Вариант 1.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).
Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.
Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.
Вариант 2.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.
Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.
МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС, Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.
Изменения в заказе онлайн-программы для сдачи отчётности в 2022 году
- С 01.01.22 в тарифы для сдачи отчетности входит выпуск электронной подписи на сотрудника.
- С 01.01.22 электронные подписи на руководителей организаций и ИП выдаются только в ИФНС.
Для клиентов отчетности бесплатно предоставляется услуга: Онлайн-подача заявки на электронную подпись с проверкой данных в УЦ ФНС. Чтобы воспользоваться данной услугой необходимо при оформлении заказа на сайте в пункте реквизитов владельца сертификата выбрать «Руководитель». Дальнейшие шаги будут указаны в памятке, которая придет на указанную почту. В этом случае в офисы Такском вам нужно будет привезти подписанное заявление (возможно курьером), а для получения электронной подписи посетить ИФНС .
Если у вас уже есть действующая подпись, в том числе выданная ИФНС, вы можете приобрести программу для сдачи отчетности удаленно через Единый личный кабинет
А что с самозанятыми?
Порядок получения электронной подписи для самозанятого нисколько не отличается от порядка для физического лица – обращайтесь в коммерческие УЦ.
* Машиночитаемая доверенность – новый формат электронного документа. Доверенность в xml-формате, подписанная электронной подписью руководителя и подтверждающая, что её обладатель имеет право действовать от имени руководителя.